Мир бизнеса всегда был полон акул. В этом бушующем океане на дно не раз уходили сильные мира сего. А 2020 год показал, что в темных водах, помимо прочих опасностей, может скрываться еще и «айсберг» — COVID-19. Именно на него в начале нового десятилетия 21 века налетел «Титаник», в котором находились как транснациональные корпорации, так и средний, и малый бизнес. Некоторым из них удалось не только уцелеть, но и обогатиться, например, IT-компаниям, но другие остались не удел – они либо «утонули» без помощи государства, либо продолжают дрейфовать, надеясь на собственные силы. Помимо коронавируса, компании, которые всем казались непобедимыми, столкнулись и с другими непредвиденными препятствиями: экологическими скандалами, срывами многомиллиардных сделок и конфликтом интересов.
Темные воды
Первой в список компаний, которые пережили грандиозный скандал в 2020 году, но все же остались на плаву, попал ГМК «Норильский никель». Российский гигант, принадлежащий миллиардерам Владимиру Потанину и Олегу Дерипаска, в мае этого года спровоцировал в Норильске аварию, в результате которой в местные реки попали около 20 тысяч тонн дизельного топлива. Хотя с водой, как известно, утекает многое, но в данном случае сам президент РФ Владимир Путин присвоил аварии статус чрезвычайной ситуации федерального уровня. Она стала крупнейшей экологической катастрофой в российской Арктике за последние 25 лет.
Компания Потанина могла бы «смыть позор» со своей репутации за астрономическую сумму в 147,8 млрд рублей, посчитали российские экологические власти. Они же пришли к выводам, что причиной ЧС стали не естественные погодные условия – вечная мерзлота, а человеческие ошибки при эксплуатации и строительстве резервуара, где хранилось топливо. Сам «Норникель» настаивает на том, что ущерб от аварии можно покрыть куда меньшими средствами: сумма, рассчитанная компанией, почти в 7 раз ниже той, которую озвучил Росприроднадзор, — 21,4 млрд рублей.
«Размыть» сумму штрафа ГМК вряд ли удастся. На поверхность сразу всплывают еще два происшествия за 2020 год – сброс сточных вод в тундру и пожар промышленных отходов на мусорном полигоне (причастность к последнему происшествию «Норникель» отрицает).
Без слияния
Проблемы с навигацией бизнеса в уходящем году постигли и «Яндекс». IT-гигант осенью этого года сообщил о договоренности с TCS Group о приобретении «Тинькофф Банка» за 5,5 млрд долларов. Данная сделка могла бы стать событием года в вечно «бушующем» море российского корпоративного сегмента. Партнеры были готовы к слиянию своих бизнесов и созданию мощнейшей экосистемы. «Яндекс» и TCS Group «плыли» к этой цели целых полтора года.
Но неожиданное заявление основателя «Тинькофф Банка» Олега Тинькова, как мощное цунами, обрушилось на весь финансовый и IT-сектор страны. Бизнесмен заявил о прекращении переговоров и срыве сделки. По его мнению, речи об объединении не было — «Яндекс» якобы «просто хотел купить» «Тинькофф».
Эксперты, однако, выдвинули другие версии отказа Тинькова от сделки. Во-первых, его настроение могло омрачить поведение инвесторов, которые больше поддержали акции «Яндекса», чем TCS Group. А, во-вторых, вскоре после объявления о «слиянии» двух крупных российских компаний, казахский маркетплейс Kaspi.kz успешно провел IPO на Лондонской бирже – его капитализация составила 6,5 млрд долларов. Это также, по мнению специалистов, могло ударить по самолюбию Тинькова.
«Яндекс» честно признался, что его расстроил срыв сделки с TCS Group. При этом компания подтвердила свои планы продолжать экспансию в финансовом секторе (в 2020 году IT-гигант прекратил десятилетнее партнерство со «Сбербанком»).
Не изменил своих планов и TCS Group – в декабре Тинькову из-за личных проблем все же пришлось продать часть акций компании. Сумма сделки составила 325 млн долларов. Полученные средства будут направлены на урегулирование юридических проблем и запуск благотворительного фонда.
Она утонула
Неспокойно в этом году было не только в «российских водах» крупного бизнеса – многометровые волны нестабильности ударяли и по зарубежным игрокам. Не вынесла этого натиска дочерняя компания интернет-гиганта Alibaba Group — финтех-«единорог» Ant Group. Компания была готова провести в Гонконге и Шанхае мега-IPO, после которого ее капитализация могла достигнуть 315 млрд долларов, больше, чем у JP Morgan или Mastercard.
Но на пути финансового монстра встали власти КНР, с которыми основатель Alibaba Джек Ма вступил в конфронтацию – немыслимая история для Китая. Дело в том, что долгие годы бизнесмену удавалось уходить от острых зубов «регуляторов-аллигаторов». Ant Group с помощью своего рога как могла отбивалась от строгого банковского регулирования.
Спор давних врагов вылился в публичное пространство – на финансовом форуме в Шанхае. Зампредседателя КНР Ван Цишань выступил с речью, косвенно адресованной Джеку Ма: «Новые финансовые технологии несут риски. Государство сделает все, чтобы удержать рынок от кривой дорожки излишних спекуляций». Глава Alibaba не сдержался и пошел в наступление. Он во всеуслышание раскритиковал существующее международное банковское регулирование, «придуманное еще стариками». «Сегодня миру не нужны эксперты по бюрократической волоките», — сказал он, тем самым создав идеальные условия для возникновения топи, в которой увязла его мечта о крупнейшем в мире IPO.
Конечно, через какое-то время Ма решил отыграть назад это фиаско, предложив китайскому правительству «полцарства» Ant Group. Но официальный Пекин не принял эту «оливковую ветвь», начав антимонопольное расследование в отношении Alibaba.
Несмотря на громкие скандалы в уходящем году, «Норникель», «Яндекс» и Alibaba остаются «крупными рыбами». Они показывают устойчивые темпы развития, их акции и капитализация растут. Беспрецедентные вызовы 2020 года – глобальная пандемия, климатические изменения и усилившееся экономическое неравенство – напомнили, что, если наш мир и можно назвать островом райских наслаждений, то точно не стоит забывать об окружающем его океане, кишащем голодными акулами.
Источник: https://www.finam.ru/